Быть орлу двуглавому? Урок истории
У общины «Оренбургское казачье войско» сейчас идёт период становления. Оренбургские казаки, по сути, кроме атамана и регистрационного листа, ничего реально не имеют. Но, как говорится, «не сразу Москва строилась». И казаки не теряют надежды. Думаю, что войско себя ещё покажет. А пока община решает вопрос, нужно ли использовать в деловых бумагах казачьего войска русскую символику. Конкретно речь идёт о гербе и флаге России. Что касается флага, то бело-сине-красные цвета камнем преткновения не стали, а вот русский двуглавый орёл, особенно при коронах и земельных гербах, расколол общину на две половины.
Одни утверждают, что в печати войска орёл присутствовать должен, и ссылаются на историческую достоверность такого подхода. Действительно, в 1914 году, который казаки решили взять за точку отсчёта, восстанавливая традиции прошлого, в печати орёл имелся, и раз община претендует на звание наследника старого казачества, то должна сохранить всё, как было. Другие. не отвергая последнего, всё же думают, как бы не напугать народ «ненавистным символом самодержавия». Но действительно ли двуглавый орёл олицетворял только монархию? Обратимся к истории. Двуглавый орёл в качестве герба русского государства появился в конце XV века, при Иване III, то есть одновременно с появлением централизованного государства и самого имени «Россия». Тогда Иван III нанёс поражение хану Ахмату в 1480 году и прекратил выплачивать дань. Почему двуглавый орёл стал русским гербом? Среди учёных нет единого мнения. Одни считают, что этот символ пришёл на Русь из Византийской империи, коuда Иван III женился на племяннице последнего императора Византии для подкрепления наследственных прав московского владыки на былое могущество Византийской империи. И двуглавый орёл, в отличие от одноглавого — эмблемы королевской власти, — был эмблемой власти императорской. Но Россия к моменту принятие этого герба империей не являлась. К тому же, как утверждает Н. П. Лихачёв, «Византия не знала государственной печати и на печатях императоров не помещала двуглавого орла. Очевидно, что Московское правительство не могло заимствовать непосредственно из Византии того, чего та не имела» (Соболева Н. А., «Станинные гербы российских городов», Москва, «Наука», 1985, с. 20–21). А вот нечто похожее на двуглавого орла встречается на русских монетах XIV века — на деньгах тверского князя Михаила Борисовича, пулах (мелких монетах) московских князей Василия II и Ивана III, новгородских, а также псковских медных мелких монетах. Двуглавый орёл сохранился и после смены дома Рюриковичей на династию Романовых, и даже после Февральской революции, когда в России монарха уже не было. Временное правительство не отменило герб, оно «признало, — писала газета «Речь» 29 апреля 1917 года, — что двуглавый орёл не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определённым государственным строем.., а потому с удалением с него титульных гербов, а равно эмблем монархического характера… орёл может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства». (Поцелуев В., «Гербы Союза ССР», Москва, «Политиздат», 1987, с. 11). Но Временное правительство не оказалось лишённым предубеждения, владеющего умами обывателей, будто корона — символ самодержавной формы правления, хотя «венцы» никогда и нигде не символизировали монархию. По правилам геральдики «корона государственном гербе… свидетельствует о суверенитете. Не случайно короны можно видеть на гербах не только монархий, но и республик» (Вилинбахов Г. Медведев М., «Геральдический альбом», «Вокруг света», № Изображение орла менялось и до предпринятой Временным правительством реформы. При Иване III головы орла были увенчаны только двумя коронами, клювы закрыты, а крылья опущены. Он не имел ни державы, не скипетра, ни земельных гербов. Но уже на печати великого князя Василия Ивановича клювы орла «отверзнуты», и из них выходит по языку. А с царствования Алексея Михайловича (1645–1676) крылья у орла всегда изображались поднятыми вверх, и лишь после реформы Временного правительства они снова оказались опущенными. В царствование Ивана Грозного вокруг орла помещают печати прочих царств и великих княжеств, присоединённых в разное время к Москве. Это начинания прижилось, но часто гербы помещались разные. Только по указу 1832 года на крыльях орла стали постоянно изображать гербы царств (Казанского, Астраханского, Сибирского, Польского, Таврического) и одного княжества (Финляндского), а также гербы русских городов (Киева, Новгорода, Владимира). В начале XVIII столетия [опечатка, должно быть XVII], при правлении Лжедмитрия, у орла в первый раз появляются три короны, а при первом Романове — Михаиле — он обретает скипетр и державу. Начиная с правления Петра I, после утверждения в 1699 году ордена Андрея Первозванного, центральный щит с изображением всадника почти всегда стал окружаться цепью ордена. А в XVIII веке, при Екатерине I, были установлены цвета герба — чёрный орёл на жёлтом поле, всадник (ездец) на красном поле. В 1730 году, когда утверждался рисунок герба, всадник впервые назван Георгием Победоносцем. До этого его изображение с религиозной тематикой не связывалось. «Ездец» был гербом Москвы с конца XIV века, под его знаком собирались все русские земли, отсюда многие считают, что всадник — символическое изображение русского воина, защищавшего родную землю от врагов. В его образе видели и князя — предводителя войска. А если обратиться к древнему времени, то мотивы змееборства мы обнаружим в русском язычестве… Под всадником, поражающим змея, тогда понимался Даждьбог — юный сын Сварогов, бог Солнца и покровитель русичей. Одежда всадника в московском гербе изменялась часто. Он был или в шлеме, когда в нём видели воина, или в мономаховой короне (при Михаиле Фёдоровиче), или же в короне княжеской (при Алексее Михайловиче). Кстати, на знамени яицких казаков, участвовавших в боях под Азовом в 1696–97 годах, был изображён всё тот же всадник, поражающий змея. Знамя это затем хранилось как реликвия в Уральском войсковом музее. Таким образом, объявление двуглавого орала символом самодержавия ничего общего с исторической правдой не имеет. Ничего монархического в русском гербе не было. Разве что скипетр и держава? Но и они не всегда присутствовали. Символично, что впервые двуглавые орлы появились на башнях Кремля в связи с обретением Русью независимости (после 1480 года), а ликвидированы были после уничтожения старой России. Так что современный герб РСФСР символизирует не только коммунистический характер нашей республики, но и ущербность русской национальной государственности, ибо ничего русского в нём нет. Но будем верить, что Россия вернётся скоро к своей национальной символике. Так что, уважаемые казаки, делайте выводы!
Александр Поляков Новое поколение. 1991. 12 января (№ 2)
Справка:
Новое поколение. 1990-1999. Общественно-политическая газета. Оренбургский обком ВЛКСМ. До марта 1990 г. Комсомольское племя - (орган Оренбургского обкома ВЛКСМ) polyakov150 (Сегодня)2 0.0/0 | |
Просмотров: 52 | |
Всего комментариев: 0 | |