13:40 ИЛЕЦКАЯ ОБЩИНА В СОСТАВЕ УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА: ЭТНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ | |
Илецкая община в составе Уральского казачьего войска: этно-религиозный аспект // Этнопанорама. Этноконфессиональные отношения в региональном измерении: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. д.и.н., профессора В. В. Амелина. Оренбург: ООО "Типография "Южный Урал"", 2023. С. 107-110. Принято считать, что Уральское казачье войско (а вместе с ним и Илецкая станица) было полиэтничным. М. К. Любавский, например, говоря о заселении земель Яицкого казачьего войска и ссылаясь на перепись И. И. Захарова, отмечает, что «в его состав вошли кроме выходцев с Дона и беглых крестьян самые разнообразные элементы. Тут были … запорожцы, волохи, черкесы, татары, мордва, чуваши, вотяки, калмыки, несколько пленных турок, шведов, поляков и немцев» [14, с. 327]. Многонациональность Уральского (яицкого) войска, как видно, исследователи стараются подчёркивать. И. В. Торопицын пишет, что «первыми поселенцами Илецкой крепости стали набранные из Яицкого войска 5 казаков “русских”, 7 татар, 160 “черкас”, “да из разных городов и уездов русских людей”» [24, с. 316]. Мне представляется, что степень многонациональности и войска, и станицы в значительной степени завышена. Это касается и России в целом. Необходимо отметить, что понятие «моноэтническое» или «мононациональное» государство не имеет единого толкования. «В мировой практике, — отмечают В. А. Тишков и Ю. П. Шабаев, — принято считать моноэтническим государство, в котором 95 % населения и более составляют представители одной этнической традиции» [23, с. 115]. Политический словарь, составленный А. Л. Болдоновым, Т. Д. Башиновой и Е. Д. Тармахановым, в качестве критерия моноэтничности рассматривает происхождение (речь идёт о государстве, которое возникло в рамках одной национальности), отражение национальных особенностей в законодательстве, признание языка государственным, «почти» однородный этнический состав [13]. Обнаружить в современном мире (и не только современном) общество с однородным этническим составом крайне сложно[1]. Если исходить из критерия происхождения и культурного преобладания, Россия — образец монокультурности и моноэтничности. Не смотря на наличие множества народов, число которых, правда, меняется в зависимости от признаков, поставленных в основу подсчёта, Россия представляет собой монокультурное пространство. Русский язык не только официально является государственным, им пользуются в качестве основного 99,4 % населения страны. А среди представителей других национальностей, более половины считают русский язык родным. Получается, у таких людей неправильное национальное самовосприятие, и они в действительности являются русскими [22, с. 14]. По существу, быть русским — это значит принадлежать русской культуре, подчёркиваю, не «считать» русскую культуру своей, а именно принадлежать к ней, т. е. быть носителем русского языка (в качестве родного), привычек, обычаев, стереотипов поведения и общения, независимо от происхождения и самовосприятия, которое, как показывает история, может меняться в результате целенаправленной политики или под влиянием определённых общественных движений, партий, политических и публицистических сочинений. В этом смысле «Россия-нация», «Россия-цивилизация» — это попросту общество, основанное на русском языке и культуре. Это не значит, конечно, что в России не существуют другие этносы. Заявлять такое крайне неосмотрительно. Не нужно обращаться к специальной литературе, справочникам или словарям, чтобы увидеть в нашей стране множество других народов со своей культурой и языком. Называю, первое, что приходит в голову — татары, башкиры, чуваши, калмыки, мордва, марийцы, удмурты, буряты, якуты и множество других. Все они свято чтут свои традиции и обычаи, говорят на родном языке, живут на своей исторической территории и воспевают своих национальных героев. Однако, все они находятся внутри политической структуры, которая по своему происхождению является результатом деятельности русского народа, в силу чего основывается на русском языке (он является государственным) и культуре, то есть все остальные народы-общества существуют в рамках русского общества. Как совершенно верно заметил В. А. Тишков, наше государство, наше общество-цивилизацию, невозможно представить без русского народа, ибо «без русских нет и России» [22, с. 14]. Так вот, если исходить из подобного понимания моно- и полиэтничности, Уральское казачье войско и Илецкая станица предстают совсем в ином свете. | |
|
Всего комментариев: 0 | |