
В статье рассматривается вопрос о сущности двоеверия в Древней Руси и его влиянии на элитарную культуру. Автор подвергает сомнению существование развитого политеизма у восточных славян. На его взгляд, источники позволяют говорить только о культе Перуна. Остальные «божества», известные по многочисленным спискам богов, являются либо христианскими святыми (Волос), либо книжными заимствованиями (Дажьбог, Стрибог, Хорс, Симаргл, Троян, Велес, Сварог, Дый). Автор считает, что христианская церковь после крещения Руси столкнулась с верованиями низшего порядка (анимизмом, фетишизмом, персонификацией), которым у христианского учения не было замены. Высокая (элитарная) культура Киевской Руси была ориентирована на греко-славянский православный мир, и следов двоеверия не содержит. Формируясь за счёт заимствования культурных образцов, она надстраивалась над языческой культурой восточных славян. В этом и проявлялось, по его мнению, так называемое двоеверие в Древней Руси.
|